Чтобы пользоваться нашим сайтом было удобно, мы используем файлы cookies. Что это значит
Что лучше OKR или KPI, и стоит ли их сравнивать?
Когда передо мной стоит выбор между сотрудничеством и конкуренцией, я без колебаний выбираю первое, потому что конкуренция смещает фокус от основной цели.

Но ни одно соревнование не может быть полноценным без сравнения. Эта статья рассказывает о том, как можно превратить соревновательный разговор на тему «что лучше: OKR или KPI?» — в сотрудничество.

OKR против KPI

Я не видел в интернете больше статей, чем об OKR и KPI.

На самом деле, сравнивать здесь практически нечего.

Они в совокупности являются тем, что необходимо каждому бизнесу. Итак, давайте поговорим о том, как можно объединить OKR с KPI, чтобы сделать бизнес по-настоящему надежным. И OKR, и KPI являются инструментами для измерения и улучшения бизнеса — разница лишь в том, как и где они применяются!
Что такое KPI?

Ключевой показатель эффективности (KPI) — это измеряемая величина, которая демонстрирует, насколько эффективно работает компания. Ключевые показатели эффективности (KPI) — это количественные показатели, которые оценивают эффективность работы компании в сравнении с определенными целями, задачами или отраслевыми аналогами.

Эта концепция измерения производительности впервые возникла еще в III веке, когда императоры династии Вэй оценивали работу членов официальной семьи. Поэтому сегодня они используются организациями для оценки и прогнозирования успеха. Вопрос — будет ли эта система работать на вас или нет, во многом зависит от масштаба и культуры вашей организации.
OKR, или «Цели и ключевые результаты», — это система управления и достижения целей, включающая не более 3−5 целей для короткого цикла (обычно 3 месяца) и не более 3−5 ключевых результатов для каждой цели. Каждый ключевой результат может иметь одну или несколько инициатив, привязанных к нему.

Как было сказано ранее, OKR, как правило, агрессивны и амбициозны в том смысле, что они позволяют ставить весьма смелые цели. Эта система возникла в результате адаптации Джоном Дорром методологии Энди Гроува в Intel, и заложила основу для того, что позже было усовершенствовано и стало OKR.
Что такое OKR?
Самое главное о системе OKR

Система OKR (Objectives and Key Results) - это эффективный инструмент для управления проектами и достижения бизнес-целей.

Она позволяет выстраивать прозрачную систему управления, распределять задачи и контролировать их выполнение, а также дает возможность быстро реагировать на изменения внешней среды.

Эксперт OKR Академии — Екатерина Чуева, подготовила короткое обучающее видео «Самое главное о системе OKR», где за 9 минут вы сможете понять принципы и преимущества системы OKR

Хотите больше узнать про OKR?
Важно: для получения бонуса необходимо установить приложение Telegram на смартфон или ПК.
Самое главное о системе OKR
Общие выводы по OKR и KPI

  • Цели и ключевые результаты содержат цель и 3−5 ключевых результатов, связанных с нею. Достижение определенных ключевых результатов помогает продвинуться к реализации цели. KPI — это отдельный показатель эффективности. Их совокупность может составлять карту показателей.

  • OKR обычно устанавливаются для достижения постепенных изменений («выстрелы в крышу») или экспоненциальных изменений («выстрелы в луну»). KPI устанавливаются для постепенного или стабильного развития бизнеса. Таким образом, KPI предназначены для поддержания бизнеса, в то время как OKR — для внесения изменений в бизнес.

  • Чаще всего KPI достижимы и представляют собой результат уже запущенного процесса или проекта. С другой стороны, цели OKR, как правило, более смелы и амбициозны — но не являются недостижимыми.

  • Если результат KPI указывает на необходимость улучшения, он может стать «ключевым результатом» нового или существующего OKR. Например, если результаты KPI указывают на снижение продаж, компания может разработать амбициозный OKR, направленный на повышение общей прибыли, маркетинга или обслуживания клиентов, и все они могут включать ключевые результаты, основанные на достижении существующих KPI.

  • Для цели может быть от 3 до 5 ключевых результатов, где каждый ключевой результат обычно содержит KPI или метрику вместе с целевым показателем (сколько и когда?). OKR содержат результаты, которые могут быть либо ключевыми на этапах, либо KPI с целевыми показателями.
OKR vs. KPI: неправильный вопрос?

KPI - это мониторинг прошлых достижений, а OKR - будущих целей, и у них есть свое место в управлении организацией. В большинстве случаев вам понадобятся как KPI (для отслеживания общей эффективности), так и OKR (для того, чтобы сфокусироваться на приоритетах, знать, куда инвестировать ресурсы, направлять людей к общим целям и достигать амбициозных целей путем регулярных экспериментов и инноваций).

Если посмотреть на обе эти системы объективно, KPI служат для мониторинга эффективности работы и выявления областей, требующих улучшения. OKR в первую очередь помогают в решении проблем и стимулируют внедрение инноваций для решения сложных процессов.

Хотя вы могли видеть, что компании больше склоняются к использованию либо OKR, либо KPI, часто бывает так, что OKR может быть использован для улучшения уже активного KPI - ведь на самом деле они отлично работают вместе! Часто один или несколько KPI становятся ключевыми результатами для целей, когда команда решает сфокусироваться на улучшении определенной тенденции.

Пример:

Если вы работаете в отделе цифрового маркетинга, то вполне можете быть одержимы такими KPI, как

  • Показатель DA/DR
  • Показатели вовлеченности
  • CTR
  • Общее впечатление

И все же, когда вы хотите увеличить количество подписчиков на Linked-In, вы можете установить OKR на квартал, который будет выглядеть следующим образом.

Цель: Сделать маркетинг в социальных сетях потрясающим

  • Ключевой результат 1 (квартал 1): Увеличение количества подписчиков на Linked-In с 5000 до 12000 человек
  • Ключевой результат 2 (1 квартал): Увеличение количества посещений страниц на LinkedIn с 19 000 до 45 000
  • Ключевой результат 3 (1 квартал): Увеличение ежемесячного числа посетителей веб-сайта с 75 000 до 100 000.
Таким образом, команда маркетинга может отслеживать все KPI, перечисленные выше; основываясь на приоритетах бизнеса и его стратегическом замысле, они устанавливают OKR.
Резюме

И KPI, и OKR занимают свое место в процессе, и лучше всего они работают вместе. KPI служат для измерения показателей прошлой эффективности, а OKR помогают вам достичь будущих целей. Для меня никогда не был важен сам инструмент - важно то, что вы с ним делаете.

В то время как KPI - это, по сути, метрики, отражающие ваши результаты, OKR - это система постановки целей, которая помогает улучшить ваши результаты и, таким образом, стимулирует изменения. Поэтому ставить их на противоположные чаши весов может оказаться непродуктивным. В итоге вы потеряете из виду то, зачем вообще вводили ту или иную систему.

Поэтому вместо того, чтобы сосредоточиться на том, следует ли вам использовать OKR или KPI, сначала нужно сосредоточиться на следующих вопросах:

  1. Зачем вам нужен фреймворк и на чем важно сосредоточиться?
  2. Вы больше ориентируетесь на деятельность или на результат?
  3. Вы хотите привнести изменения в свой проект или привнести в него структуру?
В зависимости от ваших ответов, можете выбрать то, что субъективно подходит вам больше всего.

Поскольку эти системы имеют разный замысел и логику, можно либо позволить им сосуществовать, либо просто выбрать ту, к которой вы больше склоняетесь, исходя из своих потребностей и предпочтений.

При этом, независимо от того, что вы выберете - OKR или KPI, - эффективность достижения целей зависит исключительно от того, как вы измеряете и затем анализируете свою работу. Главное - учиться на ошибках, а также осуществлять действия, способствующие достижению поставленных результатов!

Читать статью в оригинале: https://okrinternational.com/2021/12/27/okrs-v-s-kpis-the-wrong-question/
Вам будет интересно
Тренинг «Тест-драйв OKR»
Тренинг поможет на практике понять суть и основные принципы OKR как Agile-системы исполнения стратегии.
Показать ещё статьи