OKR для экспоненциального роста организации
Для того, чтобы идти в ногу со стремительно нарастающими изменениями, происходящими в технологической и особенно информационной сфере бизнеса, организациям также необходимо становиться экспоненциальными (ЭксО). Так называют организации, прирастающие в ключевых финансовых показателях ежегодно в 2 или более раз и оказывающие значительное влияние на мир благодаря использованию новой организационной модели и быстроразвивающихся технологий.

OKR - управление по целям и ключевым результатам - принята как система управления во многих ЭксО и в статье мы покажем, почему.

Ваши проводники на OKR-пути, Наталья Гульчевская и Ирина Сукманюк


Исследователи Университета сингулярности Салим Исмаил, Майкл Мэлоун и Юри ван Геест изучили сто самых быстрорастущих и успешных стартапов по всему миру за последние шесть лет с целью выделения общих характеристик, способствующих бурному росту. Опираясь на результаты исследований, ключевые идеи и концепции Питера Диамандиса, и беседы, с 90 ведущими предпринимателями и инноваторами, им удалось выделить общие характеристики, присущие всем ЭксО и описать их в книге "Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)".

Книга представляет собой одновременно дорожную карту и практическое руководство по применению, с множеством примеров - как конкретно успешные компании проявляют 11 характеристик, присущих ЭксО.

Если вы хотите прочитать всю книгу полностью на русском языке, то можете приобрести ее здесь.
А если вы хотите узнать, насколько уже вашей организации присущи характеристики ЭксО, пройдите бесплатно тест от авторов книги "Взрывной рост".
Эти характеристики ЭксО включают в себя в первую очередь Значимую трансформативную цель, а также десять других характеристик, которые отражают внутренние и внешние механизмы, используемые этими организациями для достижения экспоненциального роста.
OKR - управление по целям и ключевым результатам - тесно связана со значимой трансформационной целью и внутренними характеристиками ЭксО: дашборды, эксперименты, автономность и социальные технологии. Опишем вкратце, что это за характеристики и как связаны именно с OKR.

Значимая трансформационная цель
Как пишут авторы, "Экспоненциальные организации, почти по определению, мыслят масштабно. Потому что если компания мыслит ограниченно, она вряд ли будет реализовывать бизнес-стратегию, которая позволяет ей достичь глобального масштаба. И, даже если такой компании каким-то образом удается достичь впечатляющего роста, масштабы ее бизнеса быстро превосходят возможности ее бизнес-модели, в результате чего компания теряет направление и не знает, что делать дальше. Поэтому ЭксО должны ставить перед собой очень амбициозные цели." [стр. 60]
Система OKR (Objective and Key Results, управление по Целям и Ключевым Результатам) - позволяет организации гибко, сфокусированно и согласованно двигаться к ясным и амбициозным стратегическим целям. Если разделить все цели, стоящие перед организацией и командами, на run (обеспечивающие стабильность) и change (направленные на стратегические изменения), то OKR предназначена для управления целями именно change-типа. И мотивационный эффект системы создается тогда, когда цели change позволяют реализовать значимую трансформационную цель.

Внутренняя характеристика ЭксО - Дашборды

Дашборды - это панели индикаторов, которые обновляются достаточно часто, идеально - в режиме реального времени и содержат основные показатели деятельности компании и отдельных команд/сотрудников. Цель дашборда - "держать руку на пульсе", непрерывно отслеживая прогресс.
Для того, чтобы фокусировать всю команду на стратегически важных показателях, многие ЭксО применяют метод OKR - управления по целям и ключевым результатам.

Приведем цитату из книги "Взрывной рост":
"Система OKR предлагает четкий фокус, простоту, более короткие циклы обратной связи и открытость. Это позволяет оперативно реагировать на меняющиеся условия, использовать открывающиеся возможности, быстро вносить улучшения и реализовывать новые идеи. И наоборот, сложность, секретность и расплывчатые цели препятствуют прогрессу и зачастую приводят к непреднамеренным негативным последствиям. Как замечает Ларри Кили, президент и соучредитель компании Doblin Group, специализирующейся на разработке инновационных стратегий: «В общей сложности существует около 65 различных показателей для измерения инноваций. Ни одной компании не нужны все 65 – как правило, бывает достаточно полдюжины. Вы должны выбрать полдюжины метрик, которые адекватно отражают ваш прогресс по направлению к стратегической цели».
...
ЭксО не просто внедряют этот метод. Многие реализуют его на высокочастотной основе, то есть определяют цели и ключевые результаты на каждую неделю, каждый месяц и каждый квартал для каждого сотрудника и каждой команды внутри компании.

Результаты научных исследований в области нейронаук, игрофикации и поведенческой экономики говорят о важности конкретной и частой обратной связи для достижения устойчивого изменения поведения и значимых улучшений. Короткие циклы обратной связи и ее конкретный характер мотивируют, заряжают энтузиазмом, способствуют формированию надлежащей трудовой дисциплины и корпоративной культуры.
...
Почему дашборды являются ключом к успеху ЭксО? Дело в том, что высокая скорость роста требует, чтобы важнейшие параметры деятельности компании, отдельных команд и сотрудников измерялись и оценивались в режиме реального времени – не в последнюю очередь потому, что при таких скоростях даже небольшие ошибки могут быстро перерастать в серьезные проблемы. Без обеспечиваемого дашбордами и системой OKR фокуса на метриках потребительской ценности компании склонны дрейфовать назад к привычному фокусу на метриках популярности и/или устанавливать ошибочные ключевые показатели эффективности для своих команд, теряя импульс к росту.
[Взрывной рост, стр. 100-102]


Внутренняя характеристика ЭксО - Эксперименты
Под экспериментированием авторы книги понимают реализацию методологии
«Бережливого стартапа» в плане тестирования идей и непрерывного экспериментирования на основе контролируемых рисков.
"Когда организация интегрирует экспериментирование как основную корпоративную ценность и внедряет подходы в духе бережливого стартапа, она начинает рассматривать риск и неудачи как неотъемлемую составляющую успеха и меняет саму природу неудач, делая их быстрыми, относительно безболезненными и даже полезными. Например, Google (одна из первых компаний, внедривших подход OKR), отличается умением экспериментировать: если продукт не достигает поставленных целей и ресурсы могут быть более эффективно использованы в другом месте, проект закрывают. Компания не ищет виноватых, не пытается никого наказать и быстро перераспределяет сотрудников по новым проектам." [стр. 109]

В OKR дух экспериментирования обеспечивается короткими циклами обратной связи и четкими критериями ключевых результатов.

Внутренняя характеристика ЭксО - Автономность
Автономность - это наличие самоорганизующихся мультидисциплинарных команд, работающих в условиях децентрализованной власти.
Авторы прогнозируют, что "система контроля на основе OKR (целей и ключевых результатов) постепенно заменит традиционную систему управленческого контроля сверху вниз." [стр. 112]
Авторы приводят как пример растущей тенденции к автономности - компанию Holacracy, которая скомбинировала методику бережливого стартапа с методологией Agile и расширила эту концепцию на все аспекты деятельности организации. Холакратия определяется как социальная технология или система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по всей холархии самоорганизующихся команд, вместо управленческой иерархии. Эта система сочетает экспериментирование, систему управления на основе OKR (целей и ключевых показателей), открытость, прозрачность и автономность. [стр. 113]

Внутренняя характеристика ЭксО - Социальные технологии
Социальные технологии создают горизонтальные взаимодействия в вертикально организованных компаниях.

"По словам Марка Андриссена, «коммуникация является основой цивилизации и в будущем будет выступать главным катализатором и платформой для массовых инноваций во всех областях человеческой деятельности». Известный футуролог и эксперт по социальному бизнесу Тео Пристли подтверждает критическую важность социальных технологий, замечая: «Прозрачность – это новая валюта, а доверие – счет, по которому мы платим».

Вышеописанная социальная парадигма дает ЭксО ряд критически важных преимуществ. Она помогает создать тесные дружеские отношения внутри организации, сводит к минимуму задержку при принятии решений, способствует распространению знаний и обучению, а также повышает способность к спонтанной креативности. Короче говоря, социальные технологии позволяют организации функционировать в режиме реального времени". [стр. 118]

Управление на основе OKR позволяет реализовать многие аспекты социальных технологий. В первую очередь, OKR обеспечивает прозрачность целей то есть каждая команда и каждый сотрудник компании знает, какие цели и ключевые результаты стоят перед компанией в целом и каждой командой на текущий период. Кроме того, сами цели и ключевые результаты выбираются командами, а не спускаются сверху вниз. То есть конечно, вначале устанавливаются цели верхнего уровня - всей организации. Это обычно проходит в формате командной сессии, в которой принимает участие управленческая команда и ключевые сотрудники. Далее подразделения/команды устанавливают свои цели, связывая их с целями компании и согласовывая друг с другом. Это требует кросс-командной коммуникации и синхронизации действий.
В конце каждого периода планирования проходят важные командные мероприятия - ретроспективы. Это уже элементы командного коучинга, где участники не просто подводят итоги, а узнают новое о себе и других, растут как профессионально, так и личностно, и также непрерывно совершенствуют процессы деятельности и коммуникации.
Еженедельные короткие прогресс-собрания помогают фокусироваться и оперативно обмениваться информацией, важной для достижения целей. А если в компании введен четвертый ритуал OKR - "Пятничные празднования успехов" - то добавляется еще и эмоциональное вовлечение сотрудников.

Итак, если ваша организация решится на внедрение OKR, то тем самым сделает сразу 5 шагов на пути к экспоненциальному росту. Мы как OKR Академия, поможем вам запустить систему с помощью интенсивного 2-дневного тренинга для управленческой команды, совмещенного с командной сессией установки OKR организации и подразделений на ближайший период.

Made on
Tilda