Но какая бы ни была замечательная система, как бы она ни была детально расписана, реализуют ее люди. И если в классическом управлении по целям все построено вертикально и директивно, и сопровождением занимается четко очерченный круг руководителей, то в OKR одним из важнейших принципов является вовлеченность всех сотрудников в постановку целей и большая доля самоорганизации.
Вот здесь и кроется подвох.
Когда мы думаем о самоорганизации в компании, то предполагаем буквально - что все само волшебным образом самоорганизуется. Это самое большое заблуждение и разочарование приверженцев бирюзовых организаций и холократии. Системы стремятся к гомеостазу. И если нет подпитывающей силы, то любые самые благие нововведения, пущенные на самотек, будут постепенно стираться, замещаться привычным поведением. Просто вспомните свои личные попытки изменений - кушать только полезную пищу или не залезать в холодильник после 19, делать каждое утро йогу, учить 20 новых английских слов каждый день, вставать каждое утро на рассвете, чтобы писать по 10 страниц своей книги… Даже если вы человек железной воли и все перечисленное легко ввели в свою жизнь, то наверняка найдется хотя бы одна привычка, которая "не прижилась", потому что на нее не хватило мотивации и поддержки. В компании происходит точно такая же история. Именно поэтому так важно с первых шагов организовать поддерживающую среду и усиливать ее по ходу нарастания сопротивления системы. И эту среду создают люди.
Как отмечал классик управления изменениям Джон Коттер, для успешного управления изменениями необходимо собрать команду реформаторов, агентов изменений. Тех, кто будет не только инициировать изменения, но и сопровождать весь процесс.
В случае внедрения OKR критически важно, чтобы не только руководитель или HR инициировали запуск системы. А чтобы появились сотрудники, взявшие на себя ключевую роль при внедрении и поддержке функционирования. Таких сотрудников называют по-разному - OKR Ambassador, OKR champion, OKR лидер, OKR коуч.
Так как OKR - это agile-система, то для нас кажется логичным взять название OKR коуч, аналогичное уже принятому Agile коуч, тем более что компетенции и функции, реализуемые в этих ролях, очень схожи. Фактически, OKR коуч - это более узкое наименование Agile коуча, предполагающее фокусировку именно на внедрении и поддержке жизнеспособности OKR.
Как и в случае с agile, OKR коучи есть внешние и внутренние. Внешний OKR коуч - фактически, консультант, который помогает настроить процессы на старте и затем передает технологию в компанию, обучая внутренних OKR коучей.
Без внутренних OKR коучей функционирование системы очень быстро начнет затухать и прекратит свое существование, компания вернется обратно на привычные рельсы.
Поэтому для успешного внедрения критически важен правильный выбор внутренних OKR коучей, их обучение(
подробнее в описании нашего Курса для OKR коучей), поддержка и удержание. Если в компании уже есть Agile-коучи, то логично им взять на себя и функцию внедрения OKR. Но в большинстве компаний, с которыми мы работали, это не отдельная должность, а роль, которую берет на себя кто-то из сотрудников, причем вне зависимости от уровня иерархии и основной работы. И лучше, когда коуч не один, а несколько, и команда пополняется новыми волонтерами. Часто OKR-коучами становятся hr-специалисты, маркетологи, продакты. Взять на себя роль OKR коуча для линейного сотрудника - это очень привлекательная возможность диагонального роста, когда в зону ответственности попадает организация деятельности по OKR для всей компании и руководителей всех уровней, включая самый верхний