OKR не связано напрямую с оплатой труда, и потому опирается именно на внутреннюю мотивацию. Проиллюстрируем, как это реализовано, на примере модели мотивации Дэна Пинка, автора книги "Драйв. Что на самом деле нас мотивирует".
Дэниел Пинк отмечает, что для инновационных, творческих, требующих выхода за рамки привычного мышления задач внешнее подкрепление часто играет обратную роль, снижая продуктивность. А в основе внутренней мотивации лежит наша врожденная потребность управлять собственной жизнью, учиться и создавать что-то новое, а также лучше относиться к себе и окружающему нас миру.
Три ключевых элемента Мотивации.3.0: - автономность, свобода выбора и самоорганизация,
- мастерство и развитие,
- значимость цели и своего вклада в ее достижение.
Все три элемента мотивации в наибольшей степени проявляются в системе исполнения OKR, включающей 4 вида собраний: планирование, ретроспективу, прогресс-собрание и празднование успехов.
Сессии планирования OKR проходят, как правило, в команде и выбор фокусировки на следующий период происходит коллегиально. Таким образом, цели не навязываются "сверху", а осознанно выбираются самими исполнителями, с учетом критических факторов бизнеса, таким образом позволяя проявлять свободу выбора и самоорганизацию. Ключевые результаты ставятся амбициозными, чтобы стимулировать непрерывное развитие.
На прогресс-собраниях регулярно измеряется прогресс этого развития, что также является мощным мотивирующим фактором.
Собрания TGIF (Thanks god it's friday) - пока не очень прижились на российской почве, хотя сильно влияют именно на внутреннюю мотивацию. Это неформальные еженедельные собрания, когда команды или сотрудники, добившиеся значимых успехов за неделю, презентуют свои достижения перед всей компанией.
И наконец ретроспективы позволяют не только совершенствовать мастерство в целеполагании, исполнении и коммуникации, но также позволяют осознать значимость своего вклада каждому участнику, и повлиять на то, как будет организована работа в следующем периоде.
Прозрачность целей и горизонтальное согласование (между подразделениями, командами) способствует налаживанию открытых коммуникаций, оперативному вскрытию и конструктивному решению конфликтов, самоорганизации.
Даже сама постановка целей в OKR имеет мотивирующий характер.
Каждый OKR состоит из двух элементов:
Цель - "Что мы хотим?" и 3-4 Ключевых результата - "Как мы узнаем, что достигаем цели?".
Ключевые результаты ставятся максимально конкретно и измеримо (по SMART), так, чтобы было легко регулярно измерять прогресс в их достижении. Здесь мотивирующим факторов выступает именно визуальная очевидность прогресса.
А вот сама Цель формулируется не количественно, а качественно. По словам Джона Доерра, который привнес концепцию OKR в Google, цель должна звучать так, чтобы утром заставляла вставать с постели. Поэтому в работе с командами мы используем прием эмоционального голосования за формулировку. Когда команда уже определилась с целью, участники пишут несколько вариантов именно формулировок, и затем, проговаривая их по очереди, прислушиваются к внутреннему эмоциональному отклику - поднимается энергия, чтобы ее сделать, или оставляет равнодушным или может наоборот демотивирует. После такого голосования выбирается лучшая формулировка, или создается новый вариант, который вдохновляет большинство участников и никого не демотивирует. Такие цели не надо запоминать - они сами живут в коллективе, становясь иногда девизами. Например, "Стать лучше чем Тойота", "На работу с радостью - с работы с гордостью", "Сделаем школу дружественной".
Важно при этом отслеживать, что за формулировками таких целей стоит необходимый и достаточный набор измеримых Ключевых результатов, как метрик достижения этих целей.
Например,
Цель "На работу с радостью, с работы с гордостью!"
Ключевые результаты:
KR1 Показатель NPS (уровня удовлетворенности сотрудника) вырос с 0,4 до 0,65
KR2 Уровень продуктивности повысился на 35%
KR3 На 40% увеличилось число сотрудников, проявляющих инициативу для саморазвития
Когда выбираются ключевые результаты, то команда должна убедиться, что обладает инструментарием для их измерения, или создать такой инструментарий в процессе реализации.
Как мы замечаем, благодаря частой постановке и измерению целей и ключевых результатов, у членов команды возрастает мастерство в искусстве целеполагания. Они начинают более ясно видеть причинно-следственные связи, последствия своих решений о фокусировке на выбранных целях. Нередко уже на втором периоде планирования участники отмечают, что совершенно неправильно выбрали какую-то из целей, не могут ее адекватно измерять, или увидели, что она не является критически важной для развития компании. Так, с каждым новым циклом планирования, возрастают управленческие компетенции всех участников, а не только руководителей. И это также способствует внутренней мотивации. Люди чувствуют, как растут, причем даже личностно. Начинают применять некоторые принципы OKR даже в личной жизни, повышая удовлетворенность и реализуя личные цели.