Дэвид Рок в своей книге «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок.» описал модель SCARF, название которой является акронимом из пяти областей социальной жизни человека:
- Status (Статус) — вопросы, касающиеся социального статуса.
- Certainty (Определённость) – предсказуемость развития событий
- Autonomy (Автономность) - свобода выбора и действия
- Relatedness (Принадлежность) - взаимоотношения «свой-чужой»
5. Fairness (Справедливость) – прозрачность, открытость, последовательность
Эта модель основана на двух принципах, сформированных на основе исследований активности головного мозга:
- большая часть сил, мотивирующих наше социальное поведение, определяются принципом максимизации поощрения и минимизации угрозы;
- несколько областей нашей социальной активности задействуют те же сетевые механизмы мозга, как при активности, связанной с удовлетворением базовых потребностей человека – потребностей, обусловленных необходимостью выживания. То есть «социальная боль» обрабатывается мозгом сходным образом с физической болью и включает защитные механизмы борьбы за выживание, а комфортные («поощрительные») условия социального взаимодействия повышают вовлеченность человека и эффективность взаимодействия.Говоря совсем коротко - люди идут в сторону поощрения и всячески избегают наказания.
Давайте рассмотрим, как работает эта модель на простом примере. Представьте, что Вы руководитель, который инициирует изменения в компании. Уверена, что каждый был в такой ситуации, и вы знаете, что первое, с чем мы сталкиваемся – это сопротивление. Почему оно возникает:
- Статус. Любое изменение несет угрозу статусу сотрудников. Справлюсь – не справлюсь. Буду выглядеть глупо в новой системе. Раз необходимы изменения, значит мы раньше работали неправильно?
- Определенность. Сейчас все понятно. Как и что будет потом - не известно.
- Автономность. Опять сверху знают, как нам будет лучше. Начнутся авралы и кризисы. Будут стоять над душой и контролировать каждый шаг.
- Принадлежность. Начнут приводить новичков. Как-будто они умнее нас. Ох уж эти чужие авторитеты.
- Справедливость. Теперь начнется кошмар и ужас. Что и почему не понятно. Опять будут заниматься поисками виновных и награждением неучаствующих.
Теперь вы понимаете, почему сотрудники избегают изменении? Мозг рассматривает их как угрозу и запускает механизмы для избегания наказания.
OKR – это система гибкого целеполагания, основная цель которой - обеспечить достижение амбициозных целей за счет постоянного сфокусированного и согласованного изменения компании. Значит в ней должны быть заложены принципы, позволяющие формировать механизмы «поощрения». Давайте исследуем их:
- Статус. Сотрудники сами ставят для себя амбициозные цели, что повышает статус того, кто их ставит. Ключевые результаты, определяющие, что цель будет достигнута, также выбирают сами сотрудники.
- Определенность. Предсказуемость определяется взаимосвязью Целей, Ключевых результатов и Инициатив, которые выстраиваются на разных иерархических уровнях, но взаимоувязаны между собой. Также Система исполнения, состоящая из регулярных еженедельных прогресс-собраний и «Пятниц», ежеквартальных (ежемесячных) сессий ретроспективы и планирования, позволяет выстроить систему, обеспечивающую понимание - почему поставлены именно эти цели и ключевые результаты, и отслеживать вероятность их достижения.
- Автономность. Как уже не раз говорилось, сотрудники сами определяют цели и ключевые результаты, сами определяют инициативы, с помощью которых они будут их достигать и сами отслеживают процесс их выполнения.
- Принадлежность. Работа по постановке OKR всегда происходит в команде и поставленные цели достигают все вместе.
- Справедливость. Полная открытость и прозрачность всех процедур и информации позволяет сформировать доверие и уверенность, что все зависит от нас.
Системное применение OKR приводит к формированию корпоративной культуры, в которой сотрудники чувствуют себя уверенно, умеют и хотят принимать решения и брать на себя ответственность, работают в командах единомышленников, приветствуют взаимный обмен информацией и легко выстраивают кросс-командные коммуникации.
По нашему мнению, система OKR - это не просто система целеполагания, а комплексная методология, включающая в себя также систему мотивации и исполнения. Именно поэтому она дает такие хорошие результаты.