Тема стратегии реализации остается в центре внимания руководителей. Эксперты сходятся в том, что подавляющее большинство организаций не в состоянии эффективно реализовать свои стратегии. Фактически, только одна из десяти компаний умеет достичь этого. Вопрос-почему? Конечно, есть много возможных причин, но в этой статье я хотел бы сосредоточиться на проблеме, с которой часто сталкивался последние двадцать лет, работая как консультант, исследователь и писатель. Это неспособность эффективно измерять и контролировать производительность всей организации.
Давайте начнем наше обсуждение с рассмотрения объема контроля (с позиции времени), присущего типичному бизнесу. Во главе любой организации стоит команда руководителей. В их основные обязанности входит определение долгосрочной миссии организации (ее глубинной цели) и создание убедительного видения будущего. А также определение и разработка дифференцированной стратегии, которая приведет к достижению этого видения. Вы, конечно, замечали, что все эти действия носят относительно длительный характер.
Организация включает в себя уровни, на каждом из которых есть свои обязанности, охватывающие разные временные рамки. Например, директора и руководители бизнес-подразделений (ваша терминология может отличаться) работают над реализацией стратегии, предложенной исполнительной командой, и предоставляют рекомендации своим непосредственным подчиненным. Менеджеры также работают над реализацией стратегии, но в большинстве случаев они постоянно находятся в курсе повседневных проблем, и нуждаются в гибкости перед лицом меняющихся обстоятельств.
Вечная проблема
Описанная выше схема существует с нами почти столько же, сколько существуют современные коммерческие предприятия. Проблема в том, что большинство систем исполнительных стратегий почти полностью основаны на долгосрочных показателях, которые требуются высшему руководству для оценки достижений. Когда требования спускаются на более низкие уровни, они часто приводят к постановке таких целей и показателей эффективности, которые неактуальны и несовместимы с реальным процессом, что подрывает любую надежду на эффективность.
Например, нередко можно увидеть в документах руководителей высшего уровня фразы: «увеличение дохода от новых продуктов» или «налаживание отношений с целевыми клиентами». Это все - стратегические, правильные цели, на которых организация (в зависимости от своей стратегии) должна сосредоточиться. Но когда они "спускаются" к менеджерам третьего звена, те реагируют с неуверенной озабоченностью и замешательством. И задаются вопросом: «Как мы можем, исходя из этой задачи, строить отношения с целевыми клиентами?», потому что со своей позиции в организации они не видят в предложенном главного - актуальности сегодняшним процессам. В ответ на данный вызов разрабатывают набор «каскадных» целей и мер, однако делают это, только чтобы наметить поле корпоративных требований, но отнюдь не создают инструмент, помогающий управлять бизнесом эффективно.
Лучший способ - двухскоростное исполнение (2SE)
Для эффективной работы сегодня, нам необходимо откалибровать, разделить скорость выполнения так, чтобы она соответствовала различным уровням организации. У руководителей высшего звена - первая, у тех кто ближе к повседневным действиям - вторая. Я называю такую модель - двухскоростным исполнением (2SE). Она основана на творческом сочетании двух бизнес-структур, которые сами по себе являются мощными, но при объединении их ценность возрастает экспоненциально. Я говорю о Стратегических картах (ключевой компонент сбалансированной системы показателей) и OKR (цели и ключевые результаты). Давайте посмотрим на эти два подхода по отдельности.
В рамках сбалансированной системы показателей Стратегическая карта представляет собой одностраничное графическое представление того, что организация должна делать хорошо, чтобы реализовать свою стратегию. Карта состоит из целей. Они описывают четыре позиции с точки зрения производительности: финансовые, клиентские, внутренние процессы и обучение и рост. Это дает возможность изучить ваш бизнес систематически и целостно, гарантируя, что вы внимательно рассматриваете движущие силы (нематериальные активы, такие как навыки сотрудников, их обучение и рост) и результаты (удовлетворение потребностей клиентов с точки зрения клиента, достижение роста и прибыльности в финансовой перспективе). Каждая цель на карте сопровождается показателем ключевого результата, который наглядно описывает: действительно ли цель была достигнута. Тщательно продуманная Стратегическая карта - жизненно важный инструмент для любой команды высшего руководства.
Теперь давайте обратим внимание на OKR. OKR - это практичная и легкая для понимания методология, которая особенно хорошо подходит для подразделений, команд и отдельных лиц ниже руководящего уровня. Как мы отметили в Стратегической карте, цель - это краткое изложение того, что нужно делать хорошо. Ключевой результат - это количественное утверждение, которое измеряет достижение цели. Вы можете спросить: «В чем же отличие от Стратегической карты?». Хороший вопрос, и есть несколько важных моментов, которые подчеркивают ценность синтеза этих инструментов.
Цели, указанные в Стратегической карте, рассчитаны на срок не менее одного года. Они, и сопровождающие их показатели ключевых результатов, обязательно должны быть высокого уровня, поскольку предназначены для отслеживания общего выполнения миссии компании. Карта - это инструмент для исполнительного использования при мониторинге. Кроме того, чтобы считаться Стратегической картой, цели должны отображаться с каждой из четырех точек зрения, описанных выше.
OKR имеет два основных отличия. В первую очередь и, пожалуй, самое главное, - обновление целей и ключевых результатов каждый квартал. Это значит, что по мере того, как вы опускаетесь ниже руководящего звена, обстоятельства могут быстро меняться (и меняются), требуя от команд и отдельных лиц принятия гибких решений в ответ на то, что происходит в реальности.
Второе различие между Стратегическими картами и OKR заключается в том, что OKR не требуются в каждой из четырех позиций карты. Настаивание на этом «балансе» на более низких уровнях организации приводит к попыткам "вставить круглые колышки в квадратные отверстия". В итоге, команды разрабатывают цели и ключевые результаты лишь для галочки, но не добавляют реальной ценности их работе. При использовании OKR, группам предлагается определить одну или две наиболее важные вещи, которые они могут сделать в следующие 90 дней для достижения целей компании. Сосредоточенность и влияние, взамен рабской преданности систематике - важнейшие факторы при создании квартальных OKR.