Подробнее о нас
Социальные сети
Повысьте продуктивность командных встреч с помощью мастерства фасилитации. Открытый тренинг «методы фасилитации для успеха Agile и OKR». Старт: 14 мая в 14:00
Чтобы пользоваться нашим сайтом было удобно, мы используем файлы cookies. Что это значит

Терпеть не можете ОКR? Избегайте этих 7 ошибок

То, что OKR работает, уже доказано успехом таких компаний, как Интел и Гугл. А вот как сделать так, чтобы и вашей компании эта система помогла достичь желаемых результатов? Какие ошибки возникают в процессе внедрения?
Если вы хотите учиться на чужих, а не на своих ошибках, эта статья именно то, что нужно прочитать, прежде чем прислушиваться к жалобам "у нас это не взлетело"
Представляем вам перевод статьи Сары Гофф-Дюпон, Atlassian
Наталья Гульчевская и Ирина Сукманюк, OKR-коучи
Если вы терпеть не можете ОКR, это нормально. Вы определенно не одиноки: у многих аллергия на эту аббревиатуру. Но сначала убедитесь, что вы все делаете правильно.

Как только я услышала эту аббревиатуру, аллергия сразу включилась: ОКR. Я занималась S.M.A.R.T. в другой компании, и это был полный отстой. Ditto для ежеквартальных As&Os (достижения и цели). Ясно, что эта штука с ОКR будет чем-то таким же.

И это, действительно, был отстой. Мы начинали работать над ОКR на следующий квартал за целый месяц до конца предыдущего, так что казалось, что мы всегда находимся в режиме планирования. Затем весь квартал я постоянно смотрела в свой контрольный список КR, делая то же самое, что я, вероятно, делала бы в любом случае, задаваясь вопросом, в чем был смысл этого месяца формализации.

ОКR («цели и ключевые результаты»), сущ. — еще одна корпоративная система постановки целей.

Единственное, чем ОКR оказались полезны, это тем, что люди выше по цепочке устанавливали цели высокого уровня, а затем давали людям, близким к фактической работе (то есть людям вроде меня), возможность решить, как именно мы собираемся внести свой вклад. Вот эта часть, однозначно, имеет смысл, и я ценю этот уровень автономии.

Тем не менее, ОКR казались запутанным и неоправданно трудоемким процессом постановки высоких целей.

Потом я поняла, что многое делала неправильно. На самом деле, большинство из нас поняли что-то из ОКR неправильно. Так что неудивительно, что это сбило нас с толку. Короче говоря, мы разобрались, и теперь ОКR действительно полезны. Я приведу несколько примеров из практики ниже.

Если вы терпеть не можете ОКR, вы должны хотя бы самим себе доказать, что вы делаете все правильно (при том, что, вероятно, вам придется этим заниматься в любом случае, несмотря на ненависть). Ниже приведен список ошибок, которые роились вокруг нас, а также пара бонусных анти-шаблонов, о которых вы должны знать.

Если честно, нам не удалось победить их все. Но все же.


Азбука ОКR


Если вы уже знакомы с основами, пропустите то, что написано ниже. Для новичков... Цели и ключевые результаты (ОКR) являются системой постановки целей. Как правило, на ежеквартальной основе Ваша команда ставит 3-5 целей высокого уровня, а также определяет 2-3 средства измерения успеха, которые вы будете использовать для определения того, достигли ли вы того, чего хотели (ключевые результаты).

В конце квартала вы оцениваете каждый КР по шкале от 0 до 1 (0 = никакого прогресса вообще; 1 = вы достигли или превысили свою цель; 0,1-0,9 = где-то между). В течение квартала вы проверяете и планируете итоговую оценку, исходя из текущей ситуации. Это позволяет держать ОКR в голове и работает как система раннего обнаружения ОКR, которым требуется дополнительное внимание.




Ошибка #1:
Путаем темы и цели
«Экосистема» - это не цель. Как и «клиентский опыт». Они мало говорят о том, чего вы пытаетесь достичь или куда вы хотите пойти. Конечно, это хорошие темы. Но на самом деле это не цели.

Вместо этого напишите свои цели таким образом, чтобы позже вы могли оглянуться назад и четко понять, достигли вы их или нет.

Одна из целей нашей команды разработчиков – «Улучшить наше мастерство, скорость и качество проектных решений». Они связали ее с КР, например, «50% релизов продуктов получают проходную карточку UX» (я не знаю, что такое проходная карточка UX, но я доверяю нашей команде разработчиков).
Ошибка #2: Пытаемся записать в ОКR все, что есть
КР не должны быть исчерпывающим списком всего, что делаете вы и ваша команда. Все, что попадает в категорию «текущих дел», например, исправление ошибок или закрытие квартальной отчетности, не относится к ОКR.

Если ваша цель состоит в том, чтобы изменить способ работы, может быть, стоит записать: «Улучшить время обработки ошибок, о которых сообщают клиенты» или «Сократить задержку представления отчетов о расходах на 20%».

ОКR – ваши самые важные приоритеты, поэтому «достаточно» - это достаточно. Если кому-то интересно, я отдельный сотрудник старшего уровня, и я обычно отвечают за 1-3 КР в квартал.
Ошибка #3:
Путаем КР и задачи
Долгое время я писала свои КР как список дел. Ставила галочку, когда они были сделаны, ставила оценку 1 (ниже расскажу об этом больше) и думала, что дело сделано. Конечно, это приносит удовлетворение... но опять же: формализация моих задач в виде КР просто выглядела как лишняя работа. Кроме того, были моменты, когда в середине квартала я понимала, что эта задача не приближает меня к цели. «Но это КР! Это моя профессиональная честь - выполнять их!» Ух.

Просветление для меня настало, когда до меня дошло, что «Р» означает «результат» (Мдаааа!).

Поэтому вместо «Опубликовать 3 поста в блоге на тему Team Playbook», я стала говорить: «Увеличить трафик по постам, связанным с Playbook, на 15%». Как я получаю эти 15% – другой вопрос. Я могу продвигать старые посты, оптимизировать их для поиска, публиковать новые вещи или скомбинировать все это. Да и вообще, 15% рост – неплохой вызов. (Потому что, честно говоря, я могла настрочить эти 3 поста во сне. Результаты будут дрянь, но я могла бы это сделать.)

Подумайте о результатах, а не о продуктах.
Ошибка #4:
Оцениваем КР интуитивно
Возможно, вы сформулировали КР типа «Лучшее взаимодействие с клиентами». Как это вообще можно измерить? Это суперсубъективно и, следовательно, бессмысленно в контексте постановки целей.

Когда вы формулируете КР как измеримый результат, их легко измерить. Чистая математика. Вернемся к моему КР «Увеличить трафик по постам, связанным с Playbook, на 15%» и предположим, что мне удалось увеличить трафик по моим постам в блоге только на 5%. Я делю 5 на 15, и бац: моя оценка КР составляет 0,3 (примерно).

Цели, с другой стороны, часто формулируются таким образом, что вы не можете оценить их объективно. Но это на самом деле нормально. Возьмите среднее значение всех оценок КР, и у вас будет оценка ваших O (целей).
Ошибка #5: Оцениваем КР по неправильной шкале
У Google есть знаменитая презентация об ОКR, в которой говорится, что оценка 0,7 – это хорошо. Это привело к некоторой путанице в нашей команде относительно того, сколько ставить, если вы достигли КР – 0,7 или 1. (Аргумент заключается в том, что оценка 0,7 оставляет шанс превысить прогнозируемое достижение «получить похвалу» за это.)

Вот в чем дело. Если вы достигли вашего КР, вы ставите 1. По крайней мере, так это делает Google. Если вы превысили прогноз, вы все равно ставите 1 и думаете о том, чтобы в следующий раз поставить более амбициозную цель. И за этим следует...
Ошибка #6: Постоянно ставим 1 по каждому ОКR
Почему 0,7 считается хорошей оценкой? Потому что считается, что ваши заявленные цели должно быть действительно трудно достичь. Если у вас все время все получается, значит, вы не особенно стараетесь. Или ваши КР на самом деле являются просто задачами (см. выше), по которым вы ставите оценку по двухбалльной шкале – 0 или 1. Может быть, проблема и в том, и в другом.

Моя команда однажды установила КР удвоения SEO-трафика на один из наших микросайтов, что, честно говоря, выглядело как голубая мечта. Но вот, мы сделали это! И мы узнали кучу всего такого на этом пути, чего бы никогда не случилось, если бы мы поставили задачу, которую мы могли бы выполнить во сне. Это было еще одно прозрение для меня.
Ошибка #7: Настойчиво преследуем надуманные ОКR
Не надо продолжать долбить скалу, если это не та скала. Все меняется, появляется новая информация и т.д. Вполне можно отказаться от ОКR, если вы больше не считаете эту цель правильной. Поставьте 0 и замените ее правильной.

Важным аспектом ОКR является то, что за нули не наказывают. (Если наказание есть, вы точно делаете это неправильно.) Нули должны порождать вопросы. Почему мы так сильно ошиблись? Почему это была неправильная цель? Как мы можем поставить лучшую цель в следующем квартале? Если вы чему-то научитесь благодаря этому нулю, вы не потратите время впустую.
Ненавидеть ОКR - нормально... Но я так не делаю (больше)
После того, как я занималась несколько кварталов ОКR так, как нужно (или близко к этому), я почувствовала большую сосредоточенность. Стало легко понять, над чем я должна работать в любой момент квартала. И если кто-то обращается ко мне с дополнительной работой, я могу сравнить ее с работой, связанной с ОКR, и быстро дать ответ – да/нет.

Я также чувствую себя более включенной в работу, которую делают люди вокруг меня (а для удаленного сотрудника это вдвойне важно). Мы с другими членами команды часто отвечаем за отдельные КР, которые подпитывают общую цель. И это заставляет нас делиться информацией и идеями больше, чем раньше.

В качестве бонуса, ощущение комфорта при постановке амбициозных целей удерживает меня от порыва впасть в уныние от своей бездарности. Самоуверенность – убийца карьеры, и мне еще слишком долго работать до пенсии, чтобы сейчас почивать на лаврах.

Так что да: я прошла путь от ненависти к ОКR к новому рождению фаната ОКR. Что заставляет меня задуматься о том, что, если еще что-то в моей жизни кажется отстоем... может быть, это потому, что я делаю это неправильно.


Автор: Сара Гофф-Дюпон, Atlassian
Перевод статьи: Наталья Алексеева
Оригинал статьи

Январь, 26, 2018