История OKR в компании Amazon
Пример того, как структурированная постановка целей
может привести к инновациям



История и предпосылки создания компании
Компания Amazon была основана Джеффом Безосом 5 июля 1994 года и является американским многонациональным интернет-магазином, расположенным в Сиэтле, штат Вашингтон. Некоторые из областей, на которых фокусируется Amazon, - электронная коммерция, облачные хранения и искусственный интеллект. Целью Amazon всегда было стать магазином, в котором продается все, но для этого нужно было стартовать с малого. Поэтому они решили начать с книжного интернет-магазина, ведь книги как товар - везде одинаковы, за исключением языка, и их легко продавать (Stone, 2013).

Amazon создал функциональную организационную структуру, которая позволила осуществлять управленческий контроль для поддержки расширения охвата рынка. Эта структура включает в себя глобальные группы, иерархию, географические подразделения, что позволяет увеличить поддержку, когда Amazon запускает свои продукты на новых рынках и продолжает диверсифицировать свою деятельность (Meyer, 2019).

Организационная структура Amazon немного более иерархична, чем Intel и Google, однако они по-прежнему поощряют сотрудников идти на риск, исследовать новые идеи и делать смелые ставки, чтобы внедрять инновации от имени своих клиентов (Meyer 2017). В США Amazon является вторым по величине работодателем, а по объему выручки Amazon сейчас крупнейшая интернет-компания в мире. В 2015 году Amazon удалось одолеть рыночную капитализацию Walmart в США и стать самой дорогой розничной компанией в стране. По состоянию на 31 декабря 2018 года в Amazon работало около 647 500 сотрудников с полной и частичной занятостью, поэтому нельзя отрицать, что за последние несколько лет компания была успешной (McCracken, 2019).
1. Знакомство Amazon с OKRs
Как и Google, Amazon познакомился с OKRs благодаря венчурному капиталисту Джону Дорру, который вложил деньги в Amazon в 1995 году. В то время имя Дорра было известным в мире венчурного капитала, и Безос фактически отказался от более выгодных предложений только для того, чтобы заполучить Дорра. У нас нет точного времени, когда Amazon начала использовать OKR, поскольку они весьма скрытны в данном вопросе, но можно с уверенностью сказать, что это было примерно одновременно с инвестициями Дорра. Он оставался в Amazon в качестве члена совета директоров до 2010 года, пока к сожалению, не был вынужден покинуть его по причине своего членства в совете директоров Google.

В это время Google и Amazon уже начали пересекаться в общих сегментах рынка и постепенно становились конкурентами, что в итоге стало конфликтом интересов для Дорра (Loizos, 2015).
2. Применение OKRs
Компания Amazon скрытна в использовании OKR по сравнению с двумя другими компаниями, но они открыто говорят о своих общих целях для компании. В письме Безоса к акционерам сказано, что их цель - стать самой клиентоориентированной компанией на Земле. В этом они руководствуются четырьмя принципами: одержимость клиентами, а не конкурентами; страсть к изобретениям; приверженность операционному совершенству и долгосрочное мышление.

Amazon стремится расширить свои нынешние позиции, а также начать осваивать возможности онлайн-торговли в других областях. Компания Amazon также поставила перед собой цели по сокращению пищевых отходов и уменьшению углеродного следа. Кроме того, компания ставит перед собой цели в областях гендерного, расового и этнического разнообразия (Amazon, 2019). Amazon фокусируется на долгосрочных целях, и эти цели основаны на том, что не изменится в будущем, а это, по словам Безоса: больше товаров, дешевле и быстрее.

Причина фокусирования на принципах, которые не изменится даже в долгосрочной перспективе, заключается в том, что они могут позволить себе потратить на это много энергии. (Castro, 2018b). Amazon фокусируется на использовании вложенных каденций OKR для достижения своих долгосрочных целей. Вложенные каденции OKR отделяют долгосрочную стратегию компании от ежеквартальных тактик, которые они используют. Как это выглядит, см. рисунок 4 ниже.
Рисунок 4: Вложенные каденции OKR. Источник: Castro 2018b
С самого начала существования компании, Amazon стремилась создать "культуру созидателей". Это означает, что они нанимают и обучают людей, которые являются любопытными исследователями и любят изобретать. Более того, они хотят, чтобы сотрудники воспринимали то, как они делают вещи, только так, как они делают вещи в данный момент. Эти люди должны верить, что путь к успеху - не всегда прямой, и чтобы приблизиться к новым возможностям, им нужно изобретать, запускать, изобретать, перезапускать, начинать сначала, повторять, снова и снова.

Для привлечения таких людей, Amazon поддерживает несколько образовательных программ для учащихся начальных, средних школ и университетов, где наиболее способных студентов часто берут на работу в Amazon после окончания учебы. Аналогичным образом, у компании есть программа для ветеранов, в рамках которой военные ветераны проходят переподготовку, чтобы быть принятыми на работу в Amazon (Amazon, 2019).

В дополнение к "менталитету строителя", Amazon осознает, что масштаб их неудачных экспериментов будет расти в зависимости от размера компании. По мнению Безоса, если масштабы неудачных экспериментов компании не растут, значит, они не изобретают в таких масштабах, чтобы что-то изменить. Он намерен проводить эксперименты в правильных пропорциях для Amazon и осознает, что время от времени будут случаться многомиллиардные провалы. Они не будут проводить эти эксперименты вслепую и проделают необходимую работу, чтобы попытаться добиться успеха, но не все хорошие эксперименты в итоге окупаются (Amazon, 2019).

Еще одна вещь, которая отличает подход Amazon к OKRs от Google и Intel, заключается в том, что они чрезвычайно ориентированы на клиента. Они хотят, чтобы все их сотрудники прислушивались к потребностям и желаниям клиентов, и работали с обратной связью, придумывая запросы от имени клиентов, чтобы создать для них ценность. Это означает, что OKRs, установленные в Amazon, в основном идут снизу вверх, но начинаются они так же далеко внизу, как и сами клиенты. Валле (2019) недавно сообщил, что Amazon собирается начать внедрение своей новой системы однодневной доставки, в которую было инвестировано более 800 миллионов долларов.
3. Анализ Amazon с точки зрения теории
Amazon имеет наиболее иерархическую организационную структуру из всех трех случаев, но она все же более "плоская", чем та, которую мы считаем иерархической. Amazon вынуждена сохранять такую структуру, потому что компания очень большая и ее география огромна, плюс она пытается еще больше расширить свой рынок. Это расширение требует управленческого контроля, разделенного на глобальные функциональные группы, глобальной иерархии, географических подразделений, что позволяет обеспечить необходимую поддержку, которая требуется Amazon при запуске продукции на новых рынках. В Amazon все еще существует культура, которая поощряет сотрудников участвовать в инновационной деятельности и рисковать, исследовать новые идеи и делать смелые ставки, чтобы внедрять инновации от имени своих клиентов.

Когда компания большая, как Amazon, для нее крайне важно сохранять единство действий для достижения своих целей, и именно в этом ей помогают OKR. Amazon продолжает внедрять инновации, особенно в процессы доставки, и OKR также способствуют здесь. У них есть структура и культура, которые помогают менеджерам выполнять свои планы, и они используют OKR для успешного внедрения инноваций в компании.
Данный фрагмент взят из: Independent Final Report Presented to Ritsumeikan Asia Pacific University In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Business Administration. Автор: MYREN Marita, May 2019